Курс обмена валют |
В сегодняшнем номере мы продолжаем экскурс по консисторскому экземпляру церковной метрической книги, в которой записаны все самые главные события в судьбе человека (рождение, бракосочетание, и, конечно же, итог жизни - смерть). Регистрация событий происходила непосредственно священнослужителями. Итак, 1866 год в селе Малая Знаменка (ныне это наша Каменка-Днепровская) – венчание.
Сегодня мы будем рассказывать о бракосочетавшихся в Малой Знаменке (Каменке-Днепровской) в 1866 году. Первая запись в церковной метрической книге приходится на 9 генваря (января) 1866 года. Точно как и в селе Водяное, свадьбы начинались с 9 января, то есть сразу же после Рождества.
В церковнославянском языке латинское название января пришло из Византии, где месяц именовался геноварис. Церковные слова «генуарь», «генуарий», «генварь» употреблялись в то время в Таврической губернии наряду со светским «январь». Ещё в орфографическом словаре 1847 года слова «генварь» и «январь» использовались равнозначно. Вариант «генварь» окончательно вышел из употребления лишь с выходом академического издания «Русское правописание», составленного Я. К. Гротом в 1885 году, после чего утвердилось одно название «январь».
По старинным церковным канонам, как гласит история, в то время свадьбы играли в периоды, когда прекращались сельскохозяйственные работы: осенью, начиная с Покрова дня 14 октября, и зимой от Рождества и до Масленицы. Хорошей приметой было приурочить дату венчания к Покрову дню, так как Покров, наряду с Параскевой Пятницей считался покровителем брачных союзов. Старались избежать свадьбы в мае, чтобы не «маяться всю жизнь», а бывало, свадьбы играли в сентябре, еще до полного завершения сельскохозяйственных работ.
Православная церковь запрещала венчание во время постов (Великого, Петрова, Успенского и Рождественского), накануне воскресных, двунадесятых, храмовых и великих праздников, от Рождества до Богоявления, во время Масленицы (Сырной седмицы) и Пасхальной седмицы. Не приветствовались свадьбы накануне среды и пятницы на протяжении всего года. Таким образом, для свадеб оставалось не так уж много дней в году. Но было их, судя по записям в книге, довольно таки и немало. За 1866 год в Малой Знаменке образовалось 66 пар. Начались бракосочетания 9 января (2 пары), 16 января (5 пар), 19 января (4 пары), 23 (3 пары), 26 (2 пары).
9 января 1866 года – это было воскресенье. Погода в нашем крае в этот день была морозная, однако к 10 января началась оттепель, но не очень, потому что уже 10 января заметно все уже подмерзло.
Итак, 9 генваря, а мы будем писать января, так проще, чтобы не путать никого, первыми бракосочетавшимися были Гавриил Захарович Кичинев (19 лет) и Мария Ивановна Чернова (19 лет). В этот же день венчались Сидор Прокофьевич Кичинев (19 лет) и Елисавета Низяева (20 лет). К сожалению, почерк у заполнявшего метрическую книгу порой уж очень неразборчивый, и местами отчество очень трудно прочесть. Мы еще не раз будем возвращаться к этой теме, и восстановим отчества, после полного прочтения метрической книги записи актов. В первом браке поручителями выступили со стороны жениха: Иван Григорьевич Лепилин и Савва Федорович Грязев, со стороны невесты: Сидор Семенович Овчатов и Игнат Никитович Печурикин.
Так кто же такие были поручители? Какие их функции? В поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью. Поручителями на венчании не могут стать разведенные супруги или люди, живущие в гражданском браке. Первые, не сохранив благодати, полученной ими в Таинстве венчания и являя собой дурной пример для брачующихся, не могут быть верными духовными руководителями для создаваемой семьи. Вторые же, открыто живя во блуде, вообще не могут приступать к церковным Таинствам, пока не престанут от своего богопротивного занятия.
В начале XIX века самым лучшим возрастом для брака считали для девушек 18–22 года, а для мужчины 30 лет, при этом девушка в 25 лет расценивалась уже как «перестарок». Браки стариков с юными девицами считали предосудительными.
Готовить детей к женитьбе (замужеству) начинали с колыбели. Семья, в те времена, играла исключительно важное экономическое значение. Женитьба находилась целиком в руках родителей.
В то время без родительского благословения брак считался не совсем официальным и не признавался. Родители имели большой жизненный опыт и во все времена хотели своим детям счастья. Сама процедура получения согласия всех сторон выглядела чаще именно так: жених спрашивал дозволения своих родителей на женитьбу, затем объяснялся с родителями невесты, и только после получения согласия обращался к девушке. Свадьбе предшествовало сватовство, затем шли сговор и обручение, девичник для невесты и подруг, молодечник для жениха.
А после самого сватовства проходила процедура брачного обыска. Собирались особые свидетельства, подтверждающие, что жених и невеста не состоят в родстве (которое было серьезным препятствием для брака), и вообще, «в добром уме и трезвой памяти». Препятствиями для брака кроме возраста могли быть душевные болезни, несогласие родителей или состояние в браке одного из супругов, близкородственные отношения брачующихся и количество браков.
Третий брак зарегистрирован 16 января. Венчались Степан Самойлович Борисенко (24 года) и Евдокия Семеновна Попытайленко (23 года). В числе поручителей были Федор Данилович Кудинцев, Тимофей Яковлевич Миргородский (со стороны жениха). Вообще следует отметить, что 16 января было 5 свадеб. Венчалась пара Василий Стефанович Шубкин и Марфа Яковлевна Грязева. Поручители: Трофим Кириллович Щедрин, Михаил Никитович Шубкин, Василий Игнатович Трубчанинов, Алексей Самойлович Борисенко. Третья пара – Макар Григорьевич Яковлев (23г) и Елисавета Васильевна Лосева (20 лет) в числе поручителей –Кондрат Охримович Тарасов и Лука Алексеевич Яковлев. Четвертая пара – Петр Федорович Прозоров и Татьяна Игнатьевна Казакова, в числе поручителей – Дмитрий Тимофеевич Прозоров и Герасим Андреевич Базовкин.
Еще очень интересная запись есть за 16 января. Венчались почетный гражданин Иосиф Леонтьевич Крюков (вторым браком) в возрасте 27 лет и девица Анастасия Григорьевна, дочь священника Григория Усенкова, первым браком. Поручителями были: отставной унтер-офицер Стефан Епифанович Торба и священник Успенской церкви села Балки Василий Афанасьевич Ревицкий, священник Митрофановской церкви Иоаким Сербинов и 52 пехотного Виленского полка поручик Константин Семенович Самарский.
Кстати, в этот период 52-й пехотный Виленский полк, хотя в церковных книгах его постоянно писали «Вилинский», находился в Одесском военном округе, но много солдат, да и офицеров были расквартированы после очередной войны в Таврической и Екатеринославской губерниях.
Виленский полк был сформирован в 1811 году, выполнял боевые задачи успешно, и был окончательно расформирован в начале 1918 года. Места его дислокации с 1869 года – Керчь и Феодосия. В 1864 году полк получил свое полное название «52-й пехотный Виленский великого князя Кирилла Владимировича полк». Военнослужащие и чиновники гражданских ведомств должны были предоставить разрешение своего непосредственного начальства на вступление в брак. В этих удостоверениях также указывалось, холостым или вдовым является жених, возраст, вероисповедание и т.д.
16 января, в воскресенье, было слегка морозно, хотя с обеда уже подтаивало. А затем венчание проходило 19 января, в среду. Бракосочетались следующие пары: Калина Трофимович Гудков(28) и Ирина Яковлевна Гусева (20 лет); днепровский государственный крестьянин Трифон Ананьевич Бакунин и девица Мария Якимовна Белогурова. В числе поручителей были: вольный матрос Михаил Андреевич Миргородский, Ермалай Тимофеевич Коренев и Кузьма Петрович Кобзев, Яков Гаврилович Белогуров и Петр Семенович Точилин.
Следующее венчание состоялось 23 января. Среди венчающихся были Максим Стефанович Яковлев и Ефросинья Никифоровна Денисова. Поручителями у них были: Максим Кузьминович Садыкин, Савва Федорович Грязев, Иван Андреевич Базовкин…. В среду 26 января венчались Федор Андреевич Зинухов (20 лет) и Параскева Ивановна Усачева. Следует отметить январь урожайным месяцем для бракосочетаний - всего за январь состоялось 16 браков. Да и погода соответствовала – сильных морозов не было, слегка по ночам морозило, а все чаще шли дожди.
Февраль, март и апрель – было не до свадеб.
17-й по счету брак зарегистрирован в опять-таки дождливый понедельник 9 мая – Мария Воронцова пошла замуж за Мефодия Фомина. В мае было всего лишь три свадьбы. В июне - одно венчание, в пятницу 24 числа – Федор Антонович Куканосов (36 лет, вторым браком) взял в жены Ксению Фомину (26 лет). В августе тоже было одно венчание, 21 числа. День был солнечный. В сентябре, 26 числа, в понедельник, тоже одно венчание – Константин Прохорович Черников (18 лет) и Матрона Стефановна Яковлева (18 лет).
В октябре свадьбы выпали на 5, 9, 14, 16, 19, 23, 26, 28, 30 числа. По дням недели и количеству свадеб это выглядело так: 5 октября в среду было две свадьбы. Следует отметить, что в тот год 5 октября был уже легкий морозец, но ощутимый. Девятого октября в воскресенье – две свадьбы, 16 октября (воскресенье) две свадьбы, 19-го в среду три свадьбы, 23-го - две, 26-го – одна, 28-го в пятницу – пять свадеб, а 30 октября в воскресенье, вообще рекорд – 12 свадеб! В октябре венчались Иосиф Васильевич Базовкин и Параскева Андреевна Зинухова, Иван Яковлевич Яковлев и Александра Терентьевна Чистякова. В числе поручителей были: Тарас Федорович Кияшкин и Терентий Захарович Пушкарев, Лосев, Потапов, Зубков, Коренев. В октябре было (аж!) 29 браков, в ноябре - 15. В числе поручителей были Петр Иванович Трубчанинов, Кирилл Иванович Рукин и Давид Хныкин.
Последовательное исполнение обрядов рассматривалось как правильный путь создания семьи. Нарушение этой последовательности или невыполнение одного из свадебных обрядов воспринималось как незавершенность события, несостоятельность брака. Например, в 18 веке и начале 19-го сватовство завершалось обрядом моления и круговым обходом вокруг стола. Обряд «кругового хождения» представлял собой таинство: он совершался без посторонних наблюдателей и символизировал общее согласие обеих семей продолжать начатое дело. Далее договаривались о дне сговора, который, как правило, назначался через 2-3 недели. А вот когда стали регистрировать браки в ЗАГСе, обход вокруг стола совершали в первый день свадьбы, перед венчанием, когда жених приезжал за невестой. Перед благославлением родителей невесты.
Исторические документы гласят, что в день помолвки обсуждалось приданое невесты. В него включали образа, одежду, лошадей, овец или другой домашний скот, и прочее. Приданое готовилось заранее и отправлялось в дом жениха на второй день свадьбы.
Традиционная свадьба, как правило, длилась три дня, но могла продолжаться и дольше, например в селе Водяное она длилась неделю.
Согласно действующим канонам Православной церкви, желающие вступить в брак должны были сообщить священнику своего прихода имя, происхождение и социальное положение своего избранника. Три ближайших воскресенья (или праздничных дня) священник по окончании литургии объявлял прихожанам имена жениха и невесты. Делалось это для того, чтобы выяснить, нет ли каких-либо препятствий и помех браку. Если молодые принадлежали разным приходам, то соответствующие объявления делались священниками обеих церквей. И если кто мог привести аргументы против будущего брака, он должен был успеть сделать это именно в процессе таких «чтений».
На пути от дома свадебный «поезд» жениха к невесте, и затем от дома невесты в храм совершался обряд осыпания жениха и невесты зерном и мелкими деньгами, конфетами. Церемония венчания происходила в торжественной атмосфере. Обряд соблюдал все православные традиции. Родители на венчании не присутствовали, так как Петр I своим указом 1724 года это запретил. Интересно, что при венчании нередко следовали каким-то обычаям, неизвестно когда и почему установившимся, которые не были оговорены церковными правилами. К примеру, жених и невеста должны были обязательно стоять на вышитом матерью невесты рушнике, невеста должна была держать букет, свечам нельзя было гаснуть, а предметам падать во время венчания. Видимо, здесь свою роль играли некие суеверия.
Ритуалы второго дня также во многом сохраняли свои традиции. Со второго дня начинался долгий объезд молодыми всех родственников: сначала родни мужа, а затем жены. Молодые были не в свадебном наряде, а вот в «молодых» рядились гости, как и в других веселых персонажей. Так утверждались узы нового родства. Все это скреплялось подарками.
Возвратившихся из церкви молодых встречали родители жениха. Отец держал образ, а мать – каравай хлеба, солонку, на рушнике, который вышивала сама для сына. Молодые по обычаю кланялись, принимали благословение и трижды целовали поочередно отца и мать. Свадебный пир начинал самый почетный гость – «свадебный генерал», который должен был поднять первый тост за новобрачных и крикнуть: «Горько!», обычно это делал старший сват со стороны жениха или поручитель со стороны жениха.
Гостей угощали, а гости, в свою очередь, одаривали молодых, складывая подарки на поднос. Тому, кто подходил с подарком, новобрачная наливала в бокал вино или брагу.
Церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой. Он заключался при поручителях (свидетелях). В народе их называли дружками. Поручители подтверждали своими подписями акт совершившегося браковенчания в метрических книгах. Но это была не единственная роль поручителей, они принимали участие в богослужении – обручении и венчании, во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами. Поручители обязательно должны быть православными, желательно воцерковленными людьми. Они должны быть вхожими в создаваемую семью для духовного руководства.
(Продолжение следует)
Алина Чернявская, директор музея.