Сегодня мы начинаем серию публикаций о материалах, которые находятся в нашем районном историко-археологическом музее имени И.П. Грязнова. И первая о редком экземпляре – церковной метрической книге, у которой более 1000 страниц. Это книга – своеобразный реестр, содержащий официальные записи актов гражданского состояния, а также других значимых событий из жизни населения нашего Каменско-Днепровского района в 1866 году. Она представляет собой хронологический список событий за год: родившихся, бракосочетавшихся, умерших.
В метрическую книгу церкви не попадали младенцы, умершие до крещения и самоубийцы. Регистрация событий происходила непосредственно священнослужителями. В каждом разделе есть графа «Подпись свидетелей», которые производились по желанию таковых. И то, что подписей мы не встретили, говорит лишь о том, что население доверяло святым отцам.
Указом Синода в 1724 впервые были введены графические формы метрических книг и уточнения особенностей их ведения, а после указа Синода в 1779 «Об исправном содержании метрических книг во всех приходских церквах» наличие книг в приходах и консисториях стало обязательным. Следующим указом «О содержании в предписанном порядке метрических книг» в 1802 году Синод запретил хранение книг в домах священников и их раздельное ведение: отныне в приходах регистрация осуществлялась в одной общей книге. В 1831 по указу Синода в формуляре метрических книг были уточнены названия отдельных граф, введена раздельная нумерация по полу в записях о рождении. Формуляр метрических книг, просуществовавший всю дальнейшую их историю, окончательно был утвержден в 1838.
В те годы регистрация происходила в двух экземплярах. Подлинная версия всегда хранилась в церкви, а второй экземпляр, упрощенная версия, отправлялась в архив консистории - в те времена это было учреждение с судебными, а также церковно-административными функциями. В нашем музее находится второй экземпляр, тот, который должен быть в архивах консистории.
До 1918 года – писалось две метрические книги священнослужителями. А затем был принят “Кодекс законов об актах гражданского состояния”, метрические книги заменили на реестровые или иногда их называли «актовые”.
Консисторский экземпляр, включавший метрические данные рождения, брака, смерти за один год по всем приходам одного уезда или города, достигал 1000-1200 листов. Приходский экземпляр имел иную структуру. Он включал записи рождений, браков и смертей только одного прихода за несколько лет, в зависимости от численности прихода. До 1840-50-х гг. приходская метрическая книга включала все виды регистраций, а позже каждый вид регистрации велся в отдельной книге. Объем приходской метрической книги чаще всего был около 200-250 листов. Полную юридическую силу имели документы, выданные на основе консисторского экземпляра. Записи в метрические книги производились сразу после совершения акта.
Итак, начинаем листать книгу, и открывать для себя новые страницы.
В книге есть данные о родившихся, умерших и венчавшихся в Малой Знаменке (Каменке-Днепровской), Водяном, Большой Знаменке, Благовещенке, Ивановке, Днепровке и не только. Материала очень много и он еще сотрудниками музея обрабатывается. Только лишь в 2017 году (примерно) посетители нашего музея смогут увидеть фотокопии страниц огромной метрической книги, возможно будет представлена и сама книга, под стеклом. Поскольку она, сами понимаете, имеет приличный возраст, с нею работают по особой методике, дабы она не повредилась. Сделаны первые фотокопии документа по селу Водяное, с некоторыми из них мы вас и познакомим. Повторюсь, фотокопии еще обрабатываются. К сожалению, читать ее очень трудно, потому что местами чернила выгорели, местами почерк непонятен. Но все по очереди.
Интересные имена и знакомые фамилии
В данной публикации мы познакомим читателей газеты «Новини дня» с метрическими данными жителей села Водяное, записанными в 1866 году. И начнем с регистрации родившихся.
В этом разделе указывались: порядковый номер ребенка, дата его рождения и крещения, пол и имя, социальная принадлежность, вероисповедание, имена, фамилии, отчества отца и матери, восприемников (крестных родителей), и кто из церковнослужителей совершал обряд крещения.
Интересен тот факт, что только что новорожденного крестили сразу в тот же день или на следующий. Очень редко встречаются записи крещения на третий день. Скорее это было связано или с занятостью священника, или с дальностью и труднодоступностью к месту проживания. Вот некоторые данные, которые адаптированы с церковнославянского языка на более современный. Конечно некоторые элементы выражений того периода мы попытались сохранить.
Накануне Рождества 1866 года у супругов Оверко Андрея Тимофеевича и Параскевы Павловны появилась дочь Сиклитикия. Ее крестными стали крестьяне Иван Кондратьевич Пригода и Ивана Оверко жена Агафия Никитична. У Водянских государственных крестьян Мефодия Лукиновича и Гликерии Иоановны Пригоды родился сын Петр, которого покрестили в тот же день и его крестными стали Еверемей Леонтьевич Лапий и Трофима Кивы жена.
У Водянского государственного крестьянина Демитрия Петровича Масловец и Вассы Трифоновны, в апреле 1866 года родился сын Евтихий, крестными стали государственный крестьянин Харьковской губернии Лебединского уезда Никита Петрович Кравченко и Иоакима Живогляда жена Параскева Мефодиевна.
20 сентября появился на свет Кондрат, сын Днепровского государственного крестьянина Димитрия и Агафии Сидельниковых. Крестные – отставной солдат Павел Стефанович Шубин и Мартина Лебедя жена Пелагея Иоановна.
Встречаются в книге государственные крестьяне из Курской губернии Новоскольского уезда, села Большой Михайловки Тимофей Андреевич Олейников и его жена Ефросинья Константиновна. У них появился сын Спиридон 30 октября, крестными стали вольный матрос Ермалай Моисеевич Скрипник из Курской губернии и государственного крестьянина Стефана Попова жена Домникия Федоровна. Третьего ноября на свет появилась девочка Епистимия. В метрической книге о родителях записано: «Водянский государственный крестьянин Никита Федорович Будивский и законная жена его Мариашна незаконно рожденная – оба православного вероисповедания». Их восприемники – водянский государственный крестьянин Климент Иосифоич Гириман и Даниила Македона жена Харитина Харитоновна. Дочь Ефросиния родилась у мещанина Иоанна Андреевича Полянского и его жены Доминикии Саввичной из Екатеринославской губернии Екатеринославского местечка Никополя. Крестными записаны мещанин Никита Петрович Поляков Екатеринославской губернии Александровского уезда города Александровск и Верхнерогачинского государственного крестьянина Трифона Панченко жена Ирина Федоровна. Интересно к кому приезжали эти люди в село Водяное и здесь регистрировали рождение ребенка? Чем отличается мещанин от государственного крестьянина?
* * * *
Вот кого мы встретили в этой книге: Никифор Стефанович Щербина, Матвей Калинников, Григорий Самисонович Бовтута с супругой Евдокией Кирилловной, Михаил Черный, Лука и Федор Бабич, Лука Онуфриевич Буряк, Пратасия Гончаренко, Филипп Филимонович Соловьян, Федор Греченко, Иоанн Яковлевич Скрипник, отставной солдат Григорий Густинович Мариненко, вольный матрос Ефрем Иванович Дуля, Маркел Мартинович Погорелый, Иоаким Устинович Мариненко рядовой Литовского полка 5-й роты, Старан Лазаревич Черный, Григорий Иосифович и Мария Кодратовна Каплий, Трофим Мартинович и Мария Харлампиевна Соловьян, Даниил Котелевец, Василий Михайлович Мирошниченко, Трофим Прач, Федор Иванович и Наталья Васильевна Живогляд, Иоанн Демидович Хлебников с женой Дарьей Иакимовной, из Малой Знаменки – Корнийлий Петрович Бондарев, из Большой Знаменки – вдова Мария Демидовна Беляева.
Антоний Васильевич Комышний вольный матрос и его жена Матрона Романовна подарили миру сына Георгия. Крестили мальчика вольный матрос Меркурий Силинович Комышний и государственного крестьянина Трофима Орла жена Акилина Иаковлевна.
Владимир Никитович Кузьменко и солдатка Стефанида Онисимовна Пархоменко крестили мальчика Емилиана Яременко.
И самое интересное – какими именами тогда называли детей. В январе 1866 года в селе Водяное родились: Сильвестр, Гордий, Феопант, две девочки Сиклитикии, два Георгия, Емилиан, Домникия, Георгий, Петр, Татиана, Тимофей, Климент, Ксения, Мария, Ефрем, Анна.
Вели книгу записей священник Николай Захарович Бычковский, дьякон Михей Прокопьевич Маевский, стихарный – дьячок Семен Викторович Скочковский, стихарный – пономарь Евсевий Михееевич Маевский.
В феврале на свет в селе появились пять Ефросиний, Федор, Анна, Исидор, Агафия, Алексей, Поликарп, Евдокия. В марте появляются новые имена: Арсений, Кодрат, Конон, Хрисанер, Иаков,Ефимий и три Марии. Апрель снова удивляет разнообразием имен: Тит, Иосиф, два Терентия, и Василий.Вообще имена очень разные. Были и Евмений, Фекла, Маркиан, Стефан, Даниил, Аввакум, Потапий, Спиридон, Елевсерий, Матвей, Варлаам, Стефанида, Митрофан, Радион, Иоаникий, Арефа, Пелагея. Или, например, дочь Густина родилась 1 октября у государственных крестьян Андрея Павловича Сметаны и его жены Парасковьи Наумовны. Крестными стали Василий Стефанович Пескоха и Авксентия Шевера жена Васса Павловна.
Cочетались законным браком
В книге обязательно заполнялись звание имя, отчество, фамилии и возраст жениха и невесты, вероисповедание, которым браком сочетались, кто совершал таинство, кто был поручителем.
Первый брак в 1866 году был записан 9 января – бракосочетались водянский государственный крестьянин Назарий Федорович Косинский (21 год) и Параскева Димитриевна Мириненко (20 лет). Поручителями выступили со стороны жениха Филимон Васильевич Калиниченко и Лаврентий Федорович Колодяжный, со стороны невесты – Григорий Иоакимович Сирота и Петр Антонович Окатенко – все они водянские государственные крестьяне.
10 января было два бракосочетания. Рядовые стрелки первой роты Виленского пехотного полка Никита Павлович Павлов и Флор Исидорович Тарчук (обоим по 31 году) взяли в жены Анастасию Яковлевну Максименко (18 лет) и Дарью Андреевну Яременко (36 лет).
Попечителями выступили Василий Никитович Кузьменко, Артем Мефодиевич Малый, Михаил Семенович Пархоменко, Емилиан Григорьевич Муха, Андрей Стефанович Грошовик, Корней Мехеевич Черный, Федор Тарасович Максименко, Кодрат Давидович Касай.
Раньше 17 лет похоже девочки не выходили замуж. Иногда в разделе возраст отсутсвует запись и чаще невесты, чем жениха. Роль женщины в те времена была вторична- налицо полный патриархат.
В книге бракосочетавшихся есть фамилии Ященко, Окатенко, Касай, Малый, Калиниченко, Колесник, Черный, Дуля, Скрипник, Кива, Бовтута, Скочковский, Сущенко, Мороз, Буряк, Концур, Шестопалов, …
Из интересного… 17-летняя Иулияния Сергевна Дорошенко, вольная матроска, вышла замуж за 22-летнего Водянского государственного крестьянина Иоанна Иоанновича Денщика.
И 22-ой брак зарегистрированный 14 января, то есть с 9 января по 14 состоялось 22 венчания в одном только селе Водяное. Вот это скорость по количеству свадеб! Это было венчание пары - рядового солдата второй стрелковой роты Виленского пехотного полка Иоанна Стефановича Дмуренко (30 лет) и 46-летней Дарьей Васильевной Мерижевской, для которой это был уже второй брак. Всего за январь месяц 1866года зарегистрированно 31 венчание.
В феврале пошла замуж водянская вольная матроска 27 лет Стефанида Васильевна Дорошенко (вторым браком) за водянского государственного крестьянина Федора Ивановича Коробова (44лет) также вторым браком. Следующие браки выпали аж(!) на апрель – один брак, в июле – 4, в августе - -1, в октябре – 8, и в ноябре -11. В ноябре венчались днепровский государственный крестьянин Иоанн Гаврилович Пензиенко с крестьянкой из Водяного Зиновией Иоановной Ягоменко.
От чего умИрали в 1866 году
Грустная метрическая книга «Записи умерших». Она разделена также на графы: счет умерших, месяц и день, с указанием даты смерти, и, отдельно даты погребения, возраст умерших (лета), от чего умер, кто исповедовал и приобщал, кто совершал погребения и где погребен.
Хоронили всех на приходском кладбище. В январе умерло 8 деток - от горячки, простуды, чахотки, холеры, от воспаления в ногах, и один взрослый мужчина в 50 лет от горячки.
В феврале есть такие записи: умер сын Николай ( 2 месяца) водянского Николаевской церкви священника Николая Бычковского - от младенческого, и водянского государственного крестьянина Матфея Безродного дочь Екатерина (3 месяца) умерла от Антонова огня. В марте чаще от старости умирали, в апреле - от лихорадки, в мае – от младенческого припадка, кори, в июне - от сухот, холеры, от простуды в июле - от сухот, золотухи, и 20 человек умерло от холеры. В августе еще холера бушевала – 8 человек ушло.
По тем фамилиям, кто умер по старости, можно предположить фамилии тех, кто был первым поселенцем в селе Водяное. В 63 года умерла Стефанида Иоановна Щербина, Ксения Васильевна Касай (73 года), Николай Фомич Борисенко (70 лет), Филимон Михайлович Марченко (73года), Семен Евстафиевич Грошовик, Василий Павлович Виниченко. И это далеко не все.
В октябре основным диагнозом, который записывал священник, были: сухоты, холера (два случая), старость, чахотка и горячка.
В 1866 году в селе Водяное родилось 148 деток из них две двойни, бракосочеталось 58 пар, умерло 114 человек, до года – 10 мальчиков и 4 девочки, от года до 5 лет – 24 мальчика и 18 девочек.
И кто же такие государственные крестьяне?
Это свободные, но прикреплённые к земле крестьяне. Их число пополняли беглые крепостные (частновладельческие) крестьяне, оседавшие на осваиваемых землях. Этот процесс (перехода беглых крепостных крестьян в разряд государственных) негласно поощрялся императорской властью… Государственные другими словами, казенные крестьяне, жили на государственных землях и платили подати в казну. По закону государственные крестьяне рассматривались как «свободные сельские обыватели». Государственные крестьяне, в отличие от владельческих, рассматривались как лица, обладающие юридическими правами — они могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью. Государственным крестьянам было разрешено вести торговлю, открывать фабрики и заводы. Земля, на которой работали такие крестьяне, считалась государственным владением, но за крестьянами признавалось право пользования. Однако помимо того, с 1801 года гос. крестьяне могли покупать и владеть на правах частной собственности «ненаселёнными» землями (то есть без крепостных крестьян. Государственные крестьяне имели право пользоваться наделом в размере 8 десятин на душу в малоземельных губерниях и 15 десятин — в многоземельных.
Государственные крестьяне были также обязаны вносить деньги на земские нужды; они платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (дорожную, подводную, постойную и др.). За исправное несение повинностей государственные крестьяне отвечали круговой порукой.
24 ноября 1866 года принят закон «О поземельном устройстве государственных крестьян», по которому за сельскими обществами сохранялись земли, находившиеся в их пользовании на правах «владения» (прямого пользования). Выкуп наделов в собственность был регламентирован законом от 12 июня 1886 года.
Может кто-то знает свою родословную и среди названных в статье узнает своих родственников, и мы будем благодарны, если о судьбе своих дальних родственников вы расскажете на страницах нашей газеты. А вдруг у кого-то сохранилось старые фото. Будем очень благодарны за сотрудничество.
(Продолжение следует)
* * * *
Уважаемые читатели, жители Каменско-Днепровского района! Музей всегда открыт для вас. Приходите к нам, приносите интересные исторические фото, исторические предметы, которые по вашему мнению могут служить экспонатом в нашем музее. Мы всегда рады посетителям!
Алина Чернявская, директор музея
P.S. Материал о праздновании Дня села Водяное читайте в следующем номере, 20 октября, а фото с празднования смотрите на нашем сайте в фоторепортажах.