ГРИГОРИЙ ЕЛИЗАРОВИЧ ТКАЧЕВ
- заместитель штурмана 240-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка по радионавигации 360-й бомбардировочной авиационной дивизии 1-го гвардии бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии, гвардии майор.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Г.Е. Ткачев родился 11.03.1915 г. в селе Великая Знаменка. Окончил семь классов. С 1932 г. по 1934 г. учился в школе ФЗУ в Марганце. С 1934 г. по 1935 г. работал слесарем и занимался на рабфаке без отрыва от производства.
В марте 1935 г. отозван на учебу в рабфак, окончил 4-й курс и параллельно филиал Криворожского горнорудного института. В 1935 - 1936 гг. работал слесарем в автогараже (Марганец).
В октябре 1936 года призван в Красную Армию и направлен курсантом в Ейское военно-морское училище, которое окончил в ноябре 1937 г. Служил в 52-м скоростном бомбардировочном авиационном полку стрелком-бомбардиром. С мая 1938 г. по март 1940 г. – младший летчик-наблюдатель. С марта 1940 г. по январь 1941 г. - старший летчик-наблюдатель. В 1941 г. был слушателем 1-й Рязанской высшей школы штурманов. На фронте - с июня 1941 года.
В 1954 г. окончил Краснодарскую высшую офицерскую школу штурманов. С 1958 г. подполковник Ткачев в запасе.
Жил в Кировограде. Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами - Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями. Умер 2 ноября 1987 года.
Война застала Григория Ткачева на аэродроме в городе Саки, куда он прибыл после учебы и сразу же был назначен штурманом звена.
Так что, с первого дня войны он - в полетах.
Днем не летали, не было истребительного прикрытия, а ночь стала им спутницей.
Задача дальней авиации состояла в том, чтобы парализовать работу важнейших железнодорожных узлов, разрушить стратегические мосты и нарушить работу крупных административно-промышленных центров. Требования были жесткими, однако летчики, невзирая на смертельную опасность в полете, над целью, летали, бомбили и уничтожали врага.
22 мая 1942 года Григорию Ткачеву вручают первую боевую награду, за то, что он с 22 июня 1941 г. по 15 мая 1942 г. сделал 88 боевых вылетов, из них 73 ночью. За отличное выполнение боевых заданий по разрушению нефтепромыслов Плоешти, порта Констанца и переправы у Каховки Григорий Елизарович предоставлен к правительственной награде – ордену Ленина.
С 14 марта по 15 мая 1942 года Ткачев совершил 18 боевых вылетов ночью и только 2 днем. Его меткие бомбовые залпы 15 марта обрушились на аэродром противника. Экипажи отметили сильные взрывы, а 21 марта экипаж помог нашим наземным частям занять высоту «08,6» в районе Покровского. 22 и 23 марта 1942 года был удачный вылет на скопление войск противника южнее Славянского – Ткачев уничтожил до 10 автомашин. 22, 24 апреля 1942 года последовали удары по заводу «Ильича» в Мариуполе, где был выведен из строя ряд цехов и это было подтверждено фотоснимками и наблюдением экипажа.
В одном из полетов на железнодорожную станцию Чаплино, 22 апреля Григорий Ткачев прямым попаданием разрушил казарму с находившимися в ней солдатами.
За подвиги, совершенные в этот период, за отличное владение всеми средствами самолетовождения, умение летать в любых условиях – как боевых, так и погодных, Григорий Елизарович получает очередную награду - 31 декабря 1942 года ему вручают орден Красного Знамени.
Весь 1943 год у Ткачева прошел в боевых полетах. Григорий Елизарович летал на близкие и дальние цели, и уже четвертого июня 1943 года он был награжден вторым орденом Красного Знамени, и более того, за личные заслуги перед Родиной его представили к присвоению звания Героя Советского Союза. В наградном листе гв. полковник Гусаров - командир полка - отмечал:
«В действующей Красной Армии Г.Е. Ткачев с 22.06.1941 г.
Он показал образцы мужества, стойкости, выносливости и преданности. Боевые задания командования выполняет в составе экипажа: командир корабля - зам. командира авиаполка гв. майор Чумаченко, награжденный пятью орденами СССР (одним Указом с Ткачевым присвоено звание Героя Советского Союза) и тремя медалями, стрелок-радист орденоносец гв. старшина Алексеев, и воздушный стрелок дважды орденоносец гв. старшина Румянцев.
Всего за период военных действий Ткачев совершил 263 боевых вылета, с налетом 679 часов, из них 246 боевых вылетов, с налетом 637 часов, совершены в условиях ночи.
За этот период боевых действий несколько раз совершал боевые вылеты в глубокий тыл противника, нанося удары по политическим, военно-промышленным и экономическим центрам, как-то: Чоп, Будапешт. Бомбардировал крупные железнодорожные узлы: Мариуполь, Ростов-на-Дону, Севастополь, Брест. Аэродромы: Запорожье и др.
Все задания выполняет с большим энтузиазмом и настойчивостью, при любых условиях. С 4 июня 1943 совершил 42 боевых вылета ночью, с боевым налетом 153 часа. По целям сброшено 49000 кг бомб.
В 1944 году Ткачев летал на задания:
- 29 марта 1944 г. бомбардировали укрепленный пункт Удрик, который прикрывался четырьмя зенитными батареями. Несмотря на сплошные разрывы снарядов, Ткачев точно вывел самолет на цель и произвел прицельное бомбардирование. В результате отмечено два попадания в строения, остальные бомбы перекрыли цель.
- 14 апреля 1944 года - Ткачев имел задачу навести экипажи и осветить для них порт Севастополь. Противник район прикрывал сильными средствами ПВО, зенитными орудиями среднего и крупного калибра и до 60 прожекторов. Несмотря на сплошные разрывы снарядов, поиск цели прожекторами, товарищ Ткачев пробился к цели и отлично осветил ее. Другие экипажи произвели бомбардирование по хорошо освещенному порту. Экипаж Ткачева находился под огнем зенитной артиллерии 10-12 минут, оказывая помощь при наведении другим экипажам.
- 26 апреля1944 г. вновь бомбардировал порт Севастополь и контролировал работу экипажей над целью. Противодействие оставалось таким же сильным как и 14 апреля. Но ничто не могло остановить его воли в выполнении поставленной задачи. Прицельным бомбардированием в районе порта вызвал один взрыв и отмечено три прямых попадания в портовые здания.
- 2 мая 1944 года Григорий Ткачев бомбардировал скопление железнодорожных эшелонов на ж/д узле Абакана. Одновременно наводил экипажи и освещал цель. Ударом был подожжен один эшелон.
- 13 мая 1944 г. бомбардировал ж/д узел Брест. Цель была прикрыта 8-ю зенитными батареями, 25-ю прожекторами и патрулировали 15 истребителей противника. Товарищ Ткачев, применяя свой богатый практический опыт и хитрость, обманул противника, несмотря на такое воздушное и зенитное противодействие. Напористо, невзирая на опасность, умело меняя курс, вывел самолет на цель, и произвел прицельное бомбометание. На ж/д узле были вызваны сильные очаги пожара, и два сильных взрыва. Одновременно контролировал работу других экипажей.
- 19 сентября 1944 года Ткачев имел задание сфотографировать результаты бомбардирования Будапешта. Цель прикрывали 10 батарей зенитной артиллерии среднего и крупного калибра, 50-60 прожекторов и патрулировали истребители противника. Идя на боевом курсе, на высоте 2750 м, экипаж был атакован истребителем противника, но летчики, пренебрегая опасностью, не сошли с курса и продолжали выполнять поставленную задачу. Только благодаря стойкости и мужеству, беспредельной преданности, презрению к смерти, было выполнено поставленное боевое задание. Произведена маршрутная съемка северо-восточной части города на 6 снимках отличного качества. Летчик, радист-стрелок за выполнение данного задания награждены орденами и медалями СССР.
В большинстве случаев, Ткачев выполнял специальные задания командования по освещению, фотографированию целей, находясь в зоне поражающего огня в течение 10-15 минут.
Заботится Григорий Елизарович Ткачев и о вводе в строй молодых штурманов. Он лично ввел в боевую работу 12 молодых офицеров.
Г.Е. Ткачев – штурман 1-го класса, за период Великой Отечественной войны не имел ни одного случая потери ориентировки. Отлично владеет самолетовождением. Волевой, решительный офицер».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.06.1945 г. гв. майору Ткачеву Г. Е. присвоено звание Героя Советского Союза.
Денис ТОЧИЛИН