Главная


гороскоп

Новини дня
Запорожский областной совет
Запорожская областная государственная администрация
Каменско-Днепровский районный совет
Каменско-Днепровская районная государственная администрация
Государственная налоговая администрация в Запорожской оласти


Может и опять повториться…

06.jpg

В памяти человека навсегда остаётся то, что забыть нельзя. Для меня, как и для многих жителей нашего города и района, навсегда остались те тревожные, можно сказать трагические дни середины февраля 1985 года, когда город и многие населённые пункты района были на грани страшной катастрофы. И только благодаря целенаправленной и большой организаторской работе руководящих органов района, города, населённых пунктов, руководителей хозяйств, предприятий, жителей города и района, большой помощи крупных предприятий города Энергодар, и во многом благодаря изменившимся погодным условиям нам удалось избежать катастрофы.
В то время я был заведующим сельскохозяйственным отделом райкома партии и ко мне сходились все нити информации о происходящих в то время событиях.
Как всё начиналось
и что происходило?!
В декабре-январе выпали обильные осадки в виде дождя, которые глубоко увлажнили почву. В третьей декаде января на голую почву ударили морозы до 20 градусов. Почва сильно промерзла на большую глубину – от 70 см и более 1 метра. Температура на глубине узла кущения озимых приблизилась к критической. Если бы температура воздуха еще понизилась на 1- 3 градуса, то озимые не выдержали бы и погибли на больших площадях, а может и полностью. Агрономы, да и все хлеборобы ждали спасителя – снега. Надо было, чтобы он выпал и хотя бы чуть-чуть, на 5-10 см прикрыл землю и защитил собой от гибели озимые. Вскоре он пришёл и укрыл землю не от 5 до 20 см, как молили, а на целых 70 см, на многих площадях до 1 метра и более. Выпавший повсеместно такой большой снегопад на сильно промёрзшую землю – это была главная причина надвигавшейся беды.
Сразу же, не дожидаясь таяния снега, был предпринят ряд защитных мер. В срочном порядке решили вопрос о значительном сбросе воды из Каховского водохранилища в море. Перешли на максимальную перекачку воды из лимана в Каховское водохранилище, добились, чтобы все 230 скважин (из них 181 по Каменке-Днепровской) вертикального дренажа круглосуточно и бесперебойно работали, устранили заторы при сборе воды и на дренажных каналах.
Как видите, многое своевременно было сделано, но и этого оказалось недостаточно, в складывающейся исключительно сложной обстановке.
Где-то в начале второй декады февраля значительно потеплело, и снег стал усиленно таять. Поскольку вода не могла пойти в промерзшую почву, она устремилась в низины, овраги, балки, речки, лиман, оставалась на улицах, дворах, огородах города и населённых пунктов.
Температура воздуха в Великой Белозерке на несколько градусов была выше, чем на Каменском поду. Снег там начал таять раньше и более интенсивно, а особенно в Гюновке, которая первая и приняла удар стихии на себя.
После обеда часа в 3 позвонил мне в отдел директор совхоза «Заповит Ильича» Н.И. Мыгрин и говорит: «Мы потопаем, у нас море воды, ещё немного и мы будем отрезаны от всего мира, не сможем ни пройти, ни проехать в Великую Белозёрку». Утром на следующий день он снова позвонил и сказал, что связи с Белозёркой нет.
Я доложил А.И. Лабяку и он дал задание технической школе ДОСААФ снарядить три амфибии, пробиться на Гюновку и обеспечить перевозку людей, что и было сделано. От Н.И. Мыгрина потребовали, чтобы водители и экипажи амфибий имели все необходимое для обогрева, отдыха, могли нормально поесть.
Вода в Гюновке всё прибывает…
Через день в 8 вечера опять звонит Н.И. Мыгрин и говорит: «Не пойму, куда девается вода. Она у нас остается на одном уровне, хотя таяние снега усиливается». Я посоветовал ему проехать на К-700 по насыпной дороге Белозёрка – Рогачик и о результатах доложить мне. Часа через полтора он доложил, что через эту дорогу перекатывается вал воды большой ширины и высотой более метра. После этого я понял, что это море воды из Гюновки, как и всей Белозёрки, части Весёловского и Верхнерогачинского районов будут у нас в лимане. С этого момента все наши мысли и действия были направлены на то, как спасти город, как уменьшить удар стихии.
Как только нам стало известно, что вода из Гюновки идёт к нам в лиман, было рекомендовано руководителям знаменских совхозов направить три мощных трактора К-700 в сторону Гюновки и проследить, где и как движется вода, с какой скоростью и интенсивностью. Возникла необходимость быстрейшего вывоза всего маточного поголовья уток из зоны возможного затопления.
Буквально на следующий день температура воздуха значительно повысилась и в нашем районе. Снег стал интенсивно таять.
Затопление города началось из-за большого количества таявшего снега, причем все сильнее и сильнее в связи с тем, что уровень воды в лимане за счет притока воды из вне несмотря на интенсивную перекачку воды в Каховское водохранилище все повышался и повышался.
Принимается решение укрепить дамбы, находящиеся в русле реки Белозёрка для того, чтобы не дать воде идти в лиман, или хотя бы частично притормозить её движение к лиману.
С этой целью предприятия города Энергодара предоставили 220 большегрузных самосвалов (КАМАЗов, МАЗов и т.д.), скреперы, бульдозеры, погрузчики, экскаваторы, которые круглосуточно возили блоки, железобетонные шестиметровые лотки, сорокаметровые опоры, другие строительные отходы. А когда они закончились, то возили и хороший строительный материал, делали все и не жалели ничего, чтобы спасти наш город и людей.
Перекрытие воды шло с большими трудностями. Когда ширину русла удавалось уменьшить, скорость и сила водного потока возрастала в десятки и более раз. Шестиметровые железобетонные лотки при падении в этот поток отлетали как спички на десятки метров. Исключение составляли железобетонные блоки и опоры, которым удавалось устоять в этом водовороте. Если лоткам удавалось зацепиться за блоки, тогда и другие материалы могли удержаться. Но здесь была и другая трудность – когда ширина оставалась совсем небольшой, водная лавина пыталась унести с собой противоположный берег. Надо было одновременно укреплять и его. Найти объездные пути для этого было не так просто.
Не все намеченное здесь осуществлялось, но главное – уменьшался или замедлялся поток. Мы выигрывали время, что было очень и очень важно!
Руководил всеми работами по укреплению дамбы Б.Н. Ноздрачёв. Настоящая битва за выживание шла в эти дни в городе и других населённых пунктах района. При поддержке и помощи вышестоящих органов всю организацию борьбы с наводнением в городе взял на себя городской совет во главе с заместителем Р.Д. Коваленко, его боевой актив и их помощники, председатели квартальных комитетов. Были мобилизованы для борьбы со стихией, практически все имеющиеся самосвалы, бортовые машины, трактора, бульдозеры, скреперы, погрузчики и средства по откачке воды. Большую неоценимую помощь по транспортировке песка по городу оказали и большегрузные самосвалы г. Энергодара, приехавшие со своими бульдозерами, погрузчиками, скреперами. Оказали большую помощь в этой работе и военнослужащие воинской части.
Больше недели по улицам города развозили песок, местные жители использовали его для защиты от подтопления своих домов, днем и ночью откачивали воду, спасая жилища.
Многое сделали руководители и труженики всех подовых совхозов. Совхозы «Днепровский», «Водяное», «Знаменский» укрепляли дамбы своих водоемов. В совхозе «Знаменский» за одни сутки соорудили дамбу длиной 150 метров. И здесь принимали непосредственное и активное участие 16 большегрузных самосвалов, бульдозеры, скреперы, экскаваторы г. Энергодара. Подовые совхозы, предприятия города поставили на борьбу со стихией практически всю технику, привлекли к этому максимальное количество людей.
Несмотря на такие широкомасштабные и титанические усилия обстановка оставалась крайне напряжённой и взрывоопасной. Главная опасность в том, что уровень воды в лимане неуклонно приближался к максимально доступной отметке – 7 метров. Если бы уровень воды в лимане поднялся ещё на 1 метр, то он, не только превысил бы допустимый уровень, но и затопил Каменскую насосную станцию. Перекачивать воду с лимана в Каховское море было бы нечем.
Такой большой рост уровня воды в лимане обусловлен исключительно большой площадью водосбора лимана (1400 квадратных километров), большой толщиной снега, очень интенсивной скоростью его таяния, вызванной высокой температурой. В связи с повышением уровня воды в лимане усилилось и подтопление города снизу. Обстановка становилась критической.
И вот после нескольких дней высоких температур, наступила небольшая отдушина – температура несколько снизилась, уменьшилась и интенсивность таяния снега. Воспользовавшись этой отдушиной, А.И. Лабяк вместе с В.И. Зинуховым, на вертолёте решили посмотреть, сколько еще снега, воды, льда осталось на всем протяжении от лимана и до верховья речки Белозёрки.
После облёта часов в 6-7 вечера А.И. Лабяк зашёл ко мне в кабинет. Он почернел, осунулся, таким я его никогда не видел за 18 лет работы, и сказал: «Там столько воды, снега, льда, никакой надежды на спасение. Идём ко мне в кабинет». В кабинете, не раздеваясь, он сразу же позвонил М.Н. Всеволожскому, рассказав ему о критическом положении, о сегодняшнем облете, подчеркнув, что нет никаких надежд на спасение. На что ему Михаил Николаевич ответил: «Алексей, держись! Звони мне и днём и ночью. Мы Каменку не сдадим, не оставим вас одних наедине с бедой. Поможем всеми силами и средствами. Так и передай каменцам». Я знал, этот человек слов на ветер не бросает, если сказал – сделает. Была оказана мощная поддержка и помощь извне.
Погода изменилась к лучшему. Устанавливались более низкие температуры. Не так быстро стали таять снега и льдины, постепенно уменьшался приток воды в Лиман, снижался уровень воды в нем и приближался к норме. Жизнь в городе и других населённых пунктах со временем постепенно входила в обычное русло.
Нельзя не сказать еще о том, что нас спасло. На границе совхоза им. Суворова и колхоза им. Калинина Малой Белозёрки имеется дамба. Она высотой 28 метров. За ней водоём с 10-ю миллионами кубометров воды. Если бы она не выдержала, то катастрофы мы не минули.
Руководители совхоза им. Суворова выполняя прямое указание А.И. Лабяка, делали многое, чтобы дамба устояла, постоянно дежурили 5 тракторов Т-150, подсыпали грунт сверху, трамбовали. С очень ценной инициативой выступил председатель колхоза им. Калинина, он ее и осуществил. Они укладывали мокрый откос дамбы склеенной полиэтиленовой пленкой на всю ширину и глубину, что во многом препятствовало ее размыванию. Может это и дало возможность земляной дамбе выстоять, удержать двадцативосьмиметровую толщу воды.
Мы пережили большое бедствие. Хорошо, что все так закончилось, могло закончиться трагически, но не обошлось без жертв и потерь. На второй день после бурного таяния снега в Великой Белозёрке погиб человек, а на птицефабрике «Лиманная» погибло 12 тысяч голов уток. Многим жителям города стихия нанесла значительный материальный урон. Не подвластна подсчету и величина морального ущерба, нанесенного стихией жителям города.
Со времени пережитого нами бедствия прошло уже 33 года. И в эти годы было и тихо, и спокойно. А кто может дать гарантию того, что подобное бедствие не повторится в будущем году или через 5,10,15,50 лет? Никто!
Мы видели, какие погодные катаклизмы происходят в мире в условиях глобального потепления. 33 года они нас обходили. Это хорошо, но так, наверное, не будет вечно.
Мы знаем, какая сложная гидрологическая, гидротехническая и гидромелиоративная обстановка на Каменском поду. Уровень воды в Каховском водохранилище значительно выше, чем земли города и пода. В нормальных условиях у нас отметка воды в водохранилище 16 метров. Уровень почвы – 12 метров, а многие участки значительно ниже, то есть вода в нашем море выше города на 4, 7, 8 метров!
Поэтому как зеницу ока надо охранять, где надо подправлять водоохранную дамбу. Известны случаи, когда частные лица вывозили грунт с дамбы, тем самым способствовали ее разрушению. А что будет, если по этой причине дамба не выдержит напора вод моря и рванёт, кто сможет тогда остановить этот поток неимоверно страшной разрушительной силы?!. Тогда катастрофы не миновать!
Чтобы наш город и Каменский под могли существовать, были построены 230 скважин вертикального дренажа по району, из них 181 по городу. И они все должны работать, а работает 20-30. Поэтому на многих улицах в подвалах у людей полно воды сейчас и без всякого наводнения.
В системе защитных сооружений города и Каменского пода наш лиман занимает особое место. Чем он глубже, чем меньше в нем ила и других отходов, тем он чище и тем больше воды он может принять на себя без существенного повышения уровня грунтовых вод, что приводит к уменьшению угрозы подтопления снизу, меньше будет воды в подвалах. Не загрязнять, а постоянно его чистить надо. Всё это относится и к сбросным каналам. Посмотрите внимательно, чего только не бросают в каналы – и пакеты, и бутылки, и мусор, и отходы овощеводства, а особенно ботву помидор и тому подобное.
Правительство страны делает большой упор на дороги. Добротные дороги – это очень хорошо. Но есть регионы, где многие вопросы важнее дорог, так как комфортабельные дороги могут остаться, а населённые пункты могут исчезнуть. К таким регионам, к большому сожалению, относится и наш замечательный город и весь Каменский под.
Необходимо помнить всегда о том, что бедствие может опять повториться сначала в ещё более страшном трагическом варианте. Главное – это делать все необходимое, чтобы его не допустить, а если оно и нагрянет, то можно было бы его пережить с наименьшими потерями!
В.Ф. Коваленко
Фото иЗ архива
В. И. Зинухова