Главная
Курс обмена валют


гороскоп

Запорожский областной совет
Запорожская областная государственная администрация
Каменско-Днепровский районный совет
Каменско-Днепровская районная государственная администрация
Государственная налоговая администрация в Запорожской оласти


Нам песня строить и жить помогает

Памяти Владимира Павловича Ганкова по просьбам жителей района и города Каменки-Днепровской, учеников и слушателей великого маэстро.
Жизнь человека – явление уникальное, бесценное и загадочное. Она словно метеорит черкнет по небосводу ярким светом и улетает неизвестно куда, зачем. Библия утверждает, что жизнь человека, после жизни земной продолжается. Все мы этому хотим верить, но расставаться с этой жизнью не спешим.
Живем по принципу – лучше синица в руках, чем сокол в ясном небе. Двигателем прогресса на земле являются гении, способные, талантливые, одаренные люди. Именно они делают невероятное –вероятным, а нашу жизнь осмысленной, содержательной и красивой.
Такие личности есть в математике, генетике, кибернетике, музыке и т.д. Они – гордость и достояние человечества. Но бывает и так, что дела талантливых людей просто забывают, или вспоминают, когда их уже нет. В народе говорят, что все оценивается в сравнении и на расстоянии.
Жил в городе Каменка-Днепровская Владимир Павлович Ганков. В этом году ему исполнилось бы 75 лет, а он ушел от нас в 71. Его таланту, детищу – народному хоровому коллективу рукоплескали слушатели Киева, Запорожья, Днепропетровска, Мелитополя, Энергодара, Токмака. Многие жители нашего города и сегодня с теплотой вспоминают об этом коллективе и дирижере.
Родился В.П. Ганков в Приморском крае России. Тяжелое, как и у всех детей войны, было детство Володи. Отец воевал, пропал без вести, а вскоре трагически ушла из жизни и мать. Опекуном мальчика стала сестра матери и послевоенная улица. Судьба безжалостно, словно раскаленная печать, наложила свой отпечаток на всю жизнь Володи.
Спасением для него была музыка, без которой он себя не представлял. Случайно услышанная мелодия, словно свист летающего комара звенела в его ушах, звенела в душе, вечером и утром. В такие минуты он брал в руки отцовскую гармонь и сначала пробовал, а потом играл.
Тонкий музыкальный слух, хорошая музыкальная память и ритм, гибкие музыкальные кисти и пальцы рук, свое видение и интерпретация произведений, позволяли ему быстро самосовершенствоваться. То, что для других было недоступно, он делал быстро, легко и непринужденно.
Гармонь в руках Володи словно преображалась, выдавая такие сочетания аккордов, пассажей, каденций, завораживающих виртуозно-искрометных пробежек, вариаций и переборов, что дух захватывало. Это не осталось незамеченным.
Вскоре Владимир Павлович начал работать аккомпаниатором в Доме культуры. С первой зарплаты, естественно, купил себе новый баян, поскольку к тому времени он успел порвать на свадьбах и вечеринках отцовскую гармонь и старый изношенный баян. После работал концертмейстером в культпросветучилище г. Уссурийска, которое закончил. Затем служба в армии музыкантом военного оркестра и, наконец, преподавателем по классу баяна Каменско-Днепровской музыкальной школы, куда он переехал на постоянное место жительства с женой Лидией Ивановной (здесь же он закончил Запорожское музыкальное училище).
За время работы в музыкальной школе В.П. Ганков научил многих не только играть на музыкальных инструментах, но и привил им любовь к музыке. Им был создан ансамбль баянистов, вокальный ансамбль «Дружба», который регулярно и с успехом выступал на смотрах, в составе агит-бригад, на сценах клубов, Домов культуры области и за ее пределами.
Гордостью В.П. Ганкова стал ученик Анатолий Дунаев, который успешно, красным дипломом, окончил Запорожское музыкальное училище и Киевскую консерваторию. Сегодня он работает в одном из профессиональных киевских ансамблей. Это тот случай, когда ученик превзошел своего учителя. «Жаворонок» М. Глинки в его исполнении на баяне, в разработке и собственной импровизации завораживает. Слушая трели и хитроумные музыкальные сплетения, человек невольно видит в небе над головой этого крохотного, неподвижно зависшего, с еле заметными движениями крылышек жаворонка, наполняющего своим звонким пением всю округу. «Ай, да молодец!» – произвольно вырывается у слушателей и прохожих.
Неизгладимое впечатление остается и после исполнения А. Дунаевым «Полет шмеля» Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане». Легкость, четкость, непринужденность, высочайшая виртуозность, умение передать другим свое видение этого летающего насекомого – просто поражает. Вот он прямо перед твоими глазами летает, жужжит, словно назойливая муха, выписывая один круг за другим, хоть рукой его хватай. Это –классика.
В достигнутом большая роль наставника и преподавателя В.П. Ганкова, который заложил базу, дал своему ученику все, не нарушив при этом его внутренний мир и дарование.
Талант Владимира Павловича был разнообразным. Он очень любил народные песни и танцы. За время учебы и работы, службы в армии он побывал на концертах многих прославленных профессиональных коллективов. Слушал выступления многих знаменитых хоров, в том числе и хора имени Веревки, также эстрадных коллективов, симфонических оркестров. После одного из таких просмотров он твердо решил создать в своем городе хороший хоровой коллектив.
Поразмыслив, он остановился на коллективе Каменско-Днепровского консервного завода, где был небольшой хор. Прослушав его, В.П. Ганков оценил, про себя, пение хора на уровне расстроенного рояля, который нуждался в серьезной настройке. Не забыл он и о том, что нельзя научить кого-либо, если сам этого не понимаешь, не умеешь, а тем более не знаешь. Владимир Павлович взялся за дело. В поисках талантливых певцов он перебрал пофамильно весь коллектив завода, побывал на других предприятиях и учреждениях города. Желающие были, но они не вписывались в тот хор, который он представлял, мысленно видел и слышал. Нужны были не просто голоса, а голоса с заданными свойствами по типу, по диапазону, тембру и силе звучания, вписывающиеся в ансамбль хора. Поиск продолжался, а занятия начались.
На репетициях, а они были общие, групповые, индивидуальные, участники хора получали профессиональные знания по постановке вокала, дыханию, звукообразованию, ритмике, сценическому мастерству, отрабатывая строй ансамбля, тембровую палитру хора, каждую музыкальную фразу и музыкальное предложение.
Одержимый своей идеей, В.П. Ганков готов был сутками работать не щадя себя и своих помощников, зачастую и в выходные дни, и в ночное время. Сам делал аранжировку песен, упрощал или усложнял хоровые партии, добивался нужного звучания. У него были хорошие помощники: В. Резниченко, Б. Чмырь, А.В. Выборная, Н. Марченко, а также руководители завода и района.
Это способствовало быстрому становлению дарований, росту их исполнительского мастерства. На репетициях одновременно формировался резерв хора, на случай замены выбывших. Вскоре появились солисты: Л. Титова, В. Мелешко, Н. Соловьев, М. Лесничая и другие.
Наряду с песнями советских композиторов коллектив исполнял искрометные, задиристые украинские народные песни: «Навари милая», «Зеленеє жито», «Розпрягайте хлопці коней», «Гей, наливайте», «Про тещу» и другие.
И запела вся Каменка-Днепровская по-украински, да так, что во время концертов от бури аплодисментов в РДК крыша поднималась. Хор набирал популярности быстрыми темпами. За право петь в основном составе соревновались лучшие голоса. Временами участников хора с трудом помещала сцена районного Дома культуры, а зрителей всегда был аншлаг.
Коллектив пользовался любовью и уважением жителей района и города, был востребован и стал визитной карточкой Каменки-Днепровской. Его стали приглашать на различные мероприятия как в области, так и за ее пределами. По уровню исполнительского мастерства коллектив был признан лучшим среди районов области. Причина тому высокие требования руководства хора и постоянное стремление к росту исполнительского мастерства. Результатом всему стало присвоение хору Каменско-Днепровского завода в 1986 году звания – народный. Такое звание на то время имели только хоры городов Мелитополя и Запорожья.
Так высоко планку хорового искусства в районе еще никто и никогда не поднимал, но для В.П. Ганкова это был только первый шаг на пути к заветной цели.
Работая и дальше с хором, он параллельно начал формировать хореографическую группу и оркестр. Началась работа по поиску руководителей и инструментов оркестра. В перспективе хор в сочетании с хореографической группой и оркестром должен был стать ансамблем песни и танца. Безусловно за такое мог взяться только талантливый и сильный человек.
Однако мечте В.П. Ганкова не суждено было сбыться. Развал Союза, ликвидация консервного завода привели к распаду хора. Владимир Павлович очень переживал, не находил себе места. Предприятие, которое могло бы взять на себя материальные и финансовые расходы хора найти не смогли.
То, чем была наполнена его жизнь, то что он безумно любил и без чего не представлял своей жизни, улетело в один миг бесследно и бесповоротно. И снова, как когда-то в детстве, В.П. Ганков почувствовал дыхание и жутковатый привкус судьбы, от которой прошибает холодный пот, жилы стынут. И на этот раз черная тень судьбы прошла мимо него. В голове стоял один и тот же вопрос – «Когда и чем я завинил людям и Богу?», но ответа он не находил.
Успокоившись, В.П. Ганков решил попробовать создать хор акапелла из числа талантливых прихожан при храме Рождества Пресвятой Богородицы города Каменки-Днепровской, обучив их церковному и не только, пению. Ведь музыка способна творить чудеса. Она помогает бойцу, помогает в труде, помогает преодолеть депрессию, плохое настроение. Под воздействием музыки душа человека преображается. Владимир Павлович был уверен, что создаст хор не хуже Киевской духовной академии и семинарии, в репертуаре которой 500 песен, или хора Одесской епархии Украинской православной церкви. К большому сожалению, предложение В.П. Ганкова не нашло поддержки у настоятеля храма, а жаль.
Культура района, его достижения являются неразрывной частью общей культуры государства. Сегодня с нами нет великого маэстро. О Ганкове вспоминают с уважением и теплотой. Песни, которые пел его хор, стали популярными, их поют на вечеринках, свадьбах и на улицах у дворов. Дело В.П. Ганкова продолжают его ученики А.И. Трошина, Л.Ф. Бабушок, А. Дунаев и другие.
Правильно говорят: «Нам песня строить и жить помогает». Вспомните кинофильмы «Свадьба с прида-ным», «Свадьба в Малиновке», «Кубанские казаки», в которых люди поют во время работы, по пути на работу и с работы. Они радуются каждому дню этой жизни, каждому восходу солнца.
Больше бы нам таких В.П. Ганковых, с судьбой обычной и необычной, наверное, было бы больше доброты и хороших дел!
В.С. СЕМЕНОВ, председатель районного совета ветеранов.